"Баранье воскресенье" в Каргополе (зарисовка) |
Старинный северный город Каргополь пользуется большой любовью среди столичных жителей и иностранцев. Знаю, что архитекторы приезжают сюда изучать еще сохранившиеся образцы деревянного зодчества, искусствоведы — народный костюм и глиняную игрушку, а туристы — за тишиной, дивными закатами, прогулками по тихим улочкам, хорошей рыбалкой. Славен этот городок еще и тем, что ежегодно в июне собираются здесь умельцы из всех волостей: обмениваются опытом, проводят мастер-классы, продают свои изделия. Именно на день города стремятся попасть туристы, чтобы увидеть яркий праздник. В эти дни центр Каргополя преображается: его заполняют артисты в народных северных костюмах, отовсюду льется песня, гремят колокола… Такое чувство, что переносишься на Соборную площадь 19 века. Да-да, именно это ощущение реальной, бурлящей жизни столь ценно в наш век глобализации и «Интернетизации», когда за экраном монитора не видно глаз собеседника, продукты в магазинах источают порой химический душок, и весь мир ограничен социальной сетью.
Тогда по-настоящему хочется прикоснуться к земле родной, почувствовать силу и мощь наших корней, ведь это и есть защита от ерунды, злобы и неправды….
Однако есть одна существенная ложка дегтя, которую, как ни странно, привносится в «медовую бочку» июньского праздника рукой самой природы. Это — сезонная мошка, которую привыкшие к цивилизации туристы стали бояться панически.
— Мы считаем, что именно мошка «создала» неправильное впечатление о Каргополе, — считает руководитель турбюро «Лаче» Радик Аднобаев, — но мы придумали, как это исправить.
Нужно добавить, что никакие ухищрения вроде репеллентов тут не помогут. Решение проблемы оказалось очень простым, и потому — гениальным: организовать еще один летний праздник, только позже, в августе, когда насекомые теряют свою чрезмерную активность. И вот, для многих жителей — и тем более, гостей города — первое августовское воскресенье неожиданно обернулось приятным сюрпризом — альтернативным «Днем города». Читая афишу, я тоже не очень представляла себе, чем так важен был этот день — Баранье воскресенье — для наших предков.
— В начале августа всегда были праздники на Каргополье. — рассказывает Радик Аднобаев, — Один из них — Баранье воскресенье (первый выходной после Ильина дня (2 августа)) — праздновался очень широко. При этом, во всех деревнях были свои нюансы!
Суть же оставалась без изменений: старосты собирали деньги, на которые покупали барана и делали общую трапезу, разумеется, после церковной службы и освящения скота.
— Это был единственный летний праздник, когда все собирались за одним столом, а общая трапеза, как известно, объединяет. В этот период сенокос уже закончен, а для уборки урожая еще рановато, — добавил мой собеседник, — Мы живем в другое время, потому не просто возрождаем этот праздник, но отмечаем его немного по-своему, хотя отталкиваемся всегда от традиции.
Вспоминают в эти дни каргополы и святых Бориса и Глеба, которые, по легенде, спасли город от пожара. Кстати, на гербе города изображен ягненок в огне — этот символизм также легко «привязать» к общему сгустку важных дат, от чего сам праздник становится еще значимее.
Традиция плюс современность
Как объяснил мне Радик Аднобаев, организаторами было принято решение не брать денег на расходы из казны города, а воспользоваться опытом сельских старост: собрать деньги со всей «деревни». И откликнулись местные меценаты — по-современному спонсоры: ООО «Турбюро «Лаче», предприниматель Игорь Бандерук, кооператив «Доверие», предприниматель Валерий Цыпин, частные лица: Евгений Власов, Дмитрий Клочев, финансово поддержали Баранье воскресенье. Со стороны Каргопольского историко-художественного музея идея также встретила понимание, и сотрудник Ольга Андреевна Рудометова собрала о празднике интересную информацию.
- В организации праздника приняли участие работники сферы культуры - руководитель центра Культуры Ирина Ромшина, методист центра - Евгения Бизюкова, мастера центра Ремесел "Берегиня" и другие. За что им большое спасибо, - добавил мой собеседник.
На самое первое в современной истории Каргополя Баранье воскресенье пришли жители и гости города. На лицах присутствующих читалось любопытство. Но, когда праздник развернулся, недоумение сменилось радостью: оказывается, очень увлекательно водить вокруг огромного котла, где варился баран, хоровод и под обрядовые песни бросать в варево по горсточке нарезанных овощей — так каждый принял участие в приготовлении трапезы. Интересно участвовать в конкурсах и померяться силой, смекалкой и ловкостью в игрищах, придуманных нашими предками. Добавляли колорита празднику народные мастера, которые тут же, сидя за столами под березками, обучали желающих лепить барашков. А когда наступил черед отведать приготовленное в общем котле блюдо, народ поспешил сюда с ложками и тарелками. И, надо сказать, суп получился наивкуснейший! Многие приходили за добавкой.
В диковинку показался всем присутствующим аукцион, где продавали ягнят. Наверное, городским жителям не очень нужно такое домашнее животное, потому никто не соблазнился на покупку.
Постеснялись гости праздника поучиться танцевать самый любимый народный танец — а одна из задумок организаторов Бараньего воскресенья — собрать самую большую в области (а потом и в России) кадриль.
Однако, я уверена: когда праздник наберет силу, люди будут рады возможности не только танцевать кадриль, но и вместе с приглашенными фольклорными ансамблями петь народные песни. А может быть, если помечтать, сюда буду приходить в традиционных костюмах, вытащенных из прабабушкиных сундуков или же воссозданных своими руками…
Дети, сызмальства принимая живое участие в воссозданных обрядовых праздниках, начнут понимать и ценить традиции Родины. Так, незаметно, начнется столь ожидаемое возрождение культуры Великой Руси, а значит, каждого жителя нашей страны будет переполнять гордость от того, что он живет здесь….
Ольга Сластикова
Апофеоз праздника — сжигание барана